Есть вопрос - найдем ответ! - Вопросы о воспитании

Как не стать изгоем в классе - ответ на вопрос Марии

Здравствуйте! Вопрос у меня вот какой: зачем воспитывать замечательных детей, чтобы придя в первый класс они столкнулись с хамством, ложью, подхалимством и пр. И др. Если в этом мире и в этой стране не ценятся доброта, честность, открытость, порядочность. Школа хорошая, но дело не в ней - родители его сверстников воспитали своих детей моральными уродами, а мой из-за них не хочет идти в класс. Как быть? Я не учила что кругом всё идеально, но что там будут дети -дебилы тоже не предполагала. Давайте, расскажите мне как из моего сына сделать такого же, иначе мы просто станем изгоем. Оно нам не надо.

Мария, Ваш вопрос – очень и очень актуальный для всех ответственных родителей, старающихся воспитать все лучшее в своих детях. Так тревожно отпускать бесхитростного и открытого ребенка в реальный мир! По Вашему письму чувствуется, что проблема стоит достаточно остро. Давайте попробуем разобраться!

Уделю внимание первой части вопроса. Зачем воспитывать «замечательных детей», зачем растить их честными, добрыми и порядочными? Действительно, зачем? Вкладывая силы в воспитание ребенка, стремясь укрепить в нем положительные качества, мы, во-первых, делаем это не для кого-то абстрактного и не для чего-то (не для школы, не для системы, даже не для страны). Вглядываясь в беззаботное личико младенца, уютно сопящего у нас на руках, мы даем себе обещание: «Я дам тебе все самое лучшее, у тебя будет самый лучший старт в жизни, я буду стараться сделать тебя счастливым!». Ведь так? Воспитывая в ребенке такие качества, как доброта и честность, мы воспитываем счастливого, эмоционально-здорового человека! Ведь быть добрым намного легче, чем быть злым! Даже для физического здоровья это полезнее: пока злой копит негатив, вынашивает черные мысли, мечтает о мести, добрый уже отпустил ситуацию и открыт для всего хорошего в жизни. Но! Быть добрым не означает быть беззащитным! Об этом – чуть позже. Итак, воспитывая все лучшее в ребенке, мы делаем это только для него самого! Но воспитание воспитанием, а есть еще и социализация – столкновение человека с реальными, стихийно складывающимися социальными условиями. И об этом вторая часть вашего вопроса, перейдем к ней.

Ребенок в детском саду, школе и просто на игровой площадке (даже в нашем присутствии и при условии нашего неусыпного внимания) может столкнуться с грубостью, хамством, нечестным поведением. И этот процесс называется социализация. То есть ребенок видит, что в реальной жизни общение может протекать и вот так. При этом, имея за спиной благополучное семейное воспитание, опыт уважительного общения, он будет знать, что это не норма. Однако нужно как-то реагировать на это, как-то адаптироваться, чтобы стать «своим». Хотя другой вопрос, нужно ли становиться своим в компании, как Вы написали, «дебилов»? Уверена, что уподобляться им не стоит, перевоспитывать ребенка тоже. Однако оставлять его беззащитным перед конфликтными одноклассниками нельзя ни в коем случае. Какие есть варианты действий с Вашей стороны?

Итак, в Вашем классе есть дети, которые склонны в той или иной мере к агрессии, грубости, нечестному поведению (стандартная ситуация для многих детских коллективов: есть зачинщики конфликтов – агрессоры, жертвы, их защитники и нейтральные наблюдатели). Наша задача – не стать жертвой или изгоем в группе детей или (если это уже случилось) научиться противостоять и защищаться. К сожалению, если ребенок отказывается идти в школу, это может говорить о том, что травля со стороны сверстников уже присутствует. Попытайтесь выяснить у ребенка подробнее, что именно говорят о нем дети, какие поступки себе позволяют. Это поможет выяснить причину травли. Дело в том, что преследовать ребенка за то, что он честный и добрый, вряд ли будут. А вот, например, за нестандартную внешность, некоторые особенности поведения – запросто. И еще моральному и физическому насилию могут подвергаться «добренькие» (на самом деле беззащитные) дети. Обидчики должны понять, что Ваш ребенок – не беззащитен. Этого можно добиться несколькими путями.

Первый. Активно вмешаться в ситуацию. Начальная школа – это тот этап жизни, когда еще не стыдно укрыться за маминой спиной. Репутации ребенка это не навредит, а негативно настроенных одноклассников настроит на более дружелюбный лад. При этом вряд ли Вам удастся договориться о чем-то с их родителями. «Яблоко от яблоньки…» - эта пословица описывает грустную ситуацию семейного воспитания. Несколько лет назад в гипермаркете меня целенаправленно толкнула локтем маленькая девочка. Я искренне удивилась: «Ой, кто это тут толкается? Что это ты?». На что мама ребенка резко бросила: «Хочет и толкается!». Долго меня не покидало чувство «как воспитывать ребенка в этом обществе, он ведь пропадет». Извините за отступление, хотела обосновать, почему мне кажутся бессмысленными переговоры с мамами и папами наших антигероев. А вот подойти к учителю, обсудить ситуацию, а затем, возможно и к директору (школа, Вы пишите, хорошая, должны с пониманием отнестись) можно. А дальше пусть они общаются с родителями, разговаривают с детьми. Цель всего этого: показать обидчикам, что ребенок имеет некую взрослую защиту.

Путь второй. Снабдить ребенка знаниями и навыками, которые помогут ему защитить самого себя и попытаться укрепить его позиции в коллективе. Если Вы можете позволить себе несколько занятий с детским психологом – будет отлично. Если же нет, попробуйте сами «натренировать» ребенка, предложив разные варианты реакций. Например, если ребенку свойственна открытость, пусть подойдет и открыто обсудит ситуацию с обидчиком (обозначит, что ему не нравится, узнает, ПОЧЕМУ он так к нему относится, ЧЕМ заслужил такое обращение). Чаще всего, озлобленные и агрессивные дети совсем не готовы к такому разговору. Они смущаются, чувствуют свою слабость. А это то, что нам нужно! Однако и от Вашего ребенка это потребует определенной силы и отваги. Но добрый – не значит слабый, ведь так? Также попробуйте выяснить, есть ли в классе дети, с которыми ребенок хотел бы дружить. Попробуйте укрепить их отношения. Договоритесь о совместном времяпрепровождении с их родителями, пригласите в гости, подарите всем одинаковые сувениры, которые они могли бы прихватить в школу – так Вы поспособствуете сплочению группы, которая сможет противостоять другой группе (той, которая не принимает ребенка, которая ему и не подходит по ряду указанных выше причин).

Если ничего не помогает и все перепробовано, то остается один вариант – смена класса, школы. Сегодня все чаще родители задумываются о том, чтобы давать образование ребенку дома. Это очень ответственный шаг, он подходит далеко не каждой семье, а также лишает ребенка стандартной для его возраста социализации. Школа дает не только (и не столько) знания, а показывает реальный мир отношений во всем своем многообразии. И в нем есть место и хорошему, и плохому. Задача ребенка – не потерять себя, не растеряться. А наша задача – поддержать его, не пытаясь переделывать и не подгоняя под требования системы или запросы сверстников!

Подвожу кратко итог. Воспитываем ребенка так, как считаем нужным и правильным, пытаемся взрастить благородного человека. При этом понимаем, что в действительности ему предстоит иметь дело с воспитанными по-иному людьми, поэтому учим его защищаться и выглядеть сильным и защищенным в глазах окружающих. Ребенок должен быть ГОТОВ к возможным неприятным встречам!

Много написала! Но Вам предстоит сделать еще больше. Удачи!

Специально для 2мира.рф

Анастасия Рындина

 
Поиск по сайту: