Готовим ребенка к школе

Как научить ребенка читать?

Если Вашему малышу четыре или пять лет, он уже абсолютно готов к тому, чтобы научиться читать. Как помочь ребенку научиться читать? Что нужно делать? Чего делать нельзя? Нужно ли учить ребенка читать до школы?

Раньше дети приходили в школу, не умея читать – это считалось нормой. В настоящее время школьные программы очень сложны и насыщенны. Поэтому предполагается, что ребенка готовят к школе, и что он приходит уже «читающий» и умеющий считать. Малышу, который умеет читать, несомненно, будет намного легче адаптироваться к новым условиям. Однако родителям необходимо придерживаться ряда правил.

Правило 1. Ребенка нельзя «мучать» занятиями. Все должно проходить легко, в игровой форме. Если Вам удастся заинтересовать малыша, будьте уверены, что он приложит все усилия для того, чтобы научиться разбирать непонятные значки.

Правило 2. Начните не с букв, а со звуков. Поиграйте с малышом: пусть он озвучит, как жужжит жук, рычит волк, шипит змея. Объясните ребенку, что все слова состоят из звуков, которые бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь, а вот согласные не удастся потянуть – на их пути всегда есть преграда (пусть малыш определит сам, какие преграды поджидают звуки «м», «б», «г»). А теперь поиграйте с малышом в игру «Прячется ли в этом слове звук?». Для этого загадайте малышу ситуацию: «Есть ли звук «а» в слове «ааарбуз»? Поначалу выделяйте голосом загаданные звуки. Постепенно переходите на более сложные слова (в которых звук повторяется не один раз): например «б» в слове «бублик» или «баобаб».

Правило 3. Малыш теперь знает, что такое звуки, и он готов к знакомству с буквами. Во всяком случае, Вам будет теперь легко объяснить ребенку, что черный значок в книге – изображение звука. Звук мы слышим, а букву видим. В книгах «зашифровано» много звуков и слов. Начните учить буквы с первой буквы имени ребенка – он с удовольствием и гордостью буде тренироваться писать его много раз. А Вы можете предложить ребенку слепить эту букву из пластилина, сделать печенье в форме этой буквы (обязательно съесть его!), можно писать букву вареньем на бутерброде, можно выложить ее из веточек. Делайте как можно больше для того чтобы ребенок запомнил образ буквы. Постепенно переходите к другим буквам: первым буквам маминого и папиного имени.

Правило 4. Чтобы не запутать малыша в будущем, учите буквы без призвука гласного: не «бэ», а «б».  

Правило 5. Заготовьте картонки красного и синего цвета. Вписывайте в них буквы, которые малыш уже знает: гласные в красные карточки, согласные – в синие. Играйте в эти карточки. Можно вытягивать карточку и изображать только губами, какая буква там изображена – пусть малыш угадает, а затем проверит свою догадку. Поменяйтесь с ребенком. Поиграйте в «прятки»: назовите букву, а малыш пусть спрячет ее. Не забудьте «ошибиться» - это поможет крохе развить внимание.

Правило 6. переходите к чтению слогов, начиная с сочетаний гласных звуков: «ау», «оу». Затем переходите к сочетаниям согласный + гласный. Делайте это в игровой форме. Разложите карточки с буквами в дорожку, так чтобы получилось короткое (двухсложное слово). А в конце дорожки – приз (наклейка). Пусть малыш пройдет по дорожке, наступая на буквы и озвучивая их нараспев: «мммааа-мммааа».

Правило 7. Показывайте пример. Если ребенок видит, что родители читают книги, если Вы читаете малышу истории, это будет дополнительным стимулом для изучения букв. Известны случаи, когда дети научались читать самостоятельно, потому что мама начала интересную историю, но отвлеклась от книги на какие-либо дела.

 
Поиск по сайту: