Дошкольник от 3 до 7 лет - Воспитание дошкольника

Можно ли обзывать ребенка

«Знаешь, что моя зараза опять учудила?», «Ну, ты и вонючка!», «Вот так тормоз!», «Ну, что, мой пончик?», «У нас не ребенок, а врунище!».

Случается, мы допускаем по отношению к детям высказывания, которые способны испортить им жизнь! И в первую очередь, это обзывания. Мы можем обозвать ребенка в порыве гнева, мы можем припечатать его каким-то прозвищем в шутку, а можем, выпуская пар, жаловаться на своего малыша друзьям. Все три варианта оказывают негативное влияние на ребенка сегодняшнего, на его будущее и даже на нас самих. Как это происходит? И почему нельзя обзывать ребенка?

Почему нельзя обзывать ребенка

Давайте рассмотрим все три варианта, упомянутые выше. Как действует обзывание на ребенка?

1. Мы обзываем ребенка в порыве гнева

Срываясь на ребенке, мы выпускаем свои негативные эмоции. В наших срывах, как правило, виноваты вовсе не дети (просто их поступки, «проступки» и слова становятся этакой последней каплей, после которой срывает платину). Однако именно им достается больше всего. Во-первых, они вовсе не готовы понять, что происходит с их взрослым. Мама больше не любит? Маме плохо? Во-вторых, в порыве гнева мы не контролируем слова. И очень часто они грубы и нетактичны. Срываясь, мы можем сказать ребенку что-то такое, что даже и не думаем о нем в действительности. Однако ребенок четко понимает: «Я плохой, я не заслуживаю уважения». И к этому добавляются и хорошо усваиваются те характеристики, которые мы даем ребенку, обзывая его. Не съел свой завтрак? «Глист в скафандре»! Проблемы с аппетитом и весом от этого обзывания не пройдут, а только усугубятся. «Это ж каким придурком надо быть, чтобы так сделать?». И ребенок понимает: он хуже, чем просто придурок…

Все слова-характеристики, которые мы даем ребенку, складываются в копилку его подсознания и самооценки. И к чему это приведет в будущем?..

2. Мы обзываем ребенка в шутку, называем его шуточным (даже и не очень обидным, на наш взгляд, прозвищем).

И в этом случае через прозвище ребенок четко улавливает отношение родителей к себе и своим отдельным чертам. А если мы что-то преувеличили, подчеркнули негативное, то это и будет «расти и шириться». Ну, например, мы не замечаем, что у нас добрая и смешливая девчушка, но обращаем внимание на ее чрезмерный (по нашему мнению) аппетит: «ах ты, моя коровушка!», «саранча в доме завелась», «троглодит!». Все это поможет девочке в будущем стать настоящей коровушкой, сделает мысль о похудении и хорошей фигуре сверхценностью.

3. Мы обзываем ребенка, жалуясь на него другим.

Жаловаться – это вообще наше любимое занятие! На ребенка, мужа, работу, погоду… Но как же выпускать пар, спросите вы? Только не создавая антирекламу своим самым родным и близким людям! Можно выплеснуть эмоции на бумаге, в дневнике (потом вырвать и уничтожить эти страницы), но только не перед знакомыми. Поскольку приводит это только к двум результатам: к ребенку окружающие начинают относиться хуже (при этом видят в нем именно того «лентяя», «тормоза» и «слюнтяя», о котором мы услужливо им сообщили), сам ребенок начинает верить в это и постепенно негативные черты в нем крепнут и становятся его настоящим «Я». О том, как это происходит, можно подробно прочитать в статье «Эффект Пигмалиона».

Более того, мы сами начинаем постепенно в это верить и относиться к ребенку, как к лентяю, тормозу и слюнтяю. Мысль материальна, слово влиятельнее чем дело: ребенок сам подозревает, что он не успевает за сверстниками, а тут еще и все окружающие, включая его поддержку и тыл (я про родителей) считают его тормозом. Замкнутый круг! Вырваться из него самому ребенку не под силу. Зато мы сами можем его вырвать оттуда, даже если ситуация уже запущенная. Как это сделать? Несколько важных советов вы найдете в статье, на которую я уже ссылалась выше («Эффект Пигмалиона»), а также в других материалах нашего сайта, посвященным воспитанию детей разных возрастов.

 
Поиск по сайту: