Дошкольник от 3 до 7 лет - Воспитание дошкольника

Как дарить подарки детям

Замечали ли Вы такую удивительную особенность? Ребенок может искренне и самозабвенно любить дешевую и страшненькую (на наш взгляд) игрушку, а вот дорогую и яркую игнорировать? А у Вас в детстве было иначе? Не подбирали ли Вы игрушки на улице и не любили ли их с утроенной силой за то, что они «брошенные» и «несчастные»? Весь секрет в одной возрастной особенности (мы будем говорить с Вами о детях от 3 до 10 лет), благодаря которой дошкольники и младшие школьники видят этот мир несколько иным, чем мы. И мы, взрослые, учитывая эту особенность, можем сделать из обычной недорогой игрушки незабываемый подарок, в который ребенок будет играть долгое-долгое время. О какой особенности я веду речь? Эта черта детства имеет непосредственную связь с фантазией и воображением, которые в дошкольные годы еще не знают границ.

Дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Ланге, подразумевающее активную работу фантазии) с малопривлекательными объектами. Но это не главное! Главное то, что ребенку свойственно очеловечивать неодушевленные объекты, наделять их настроением, судьбой. И это касается почти всего, например, объектов природы: малыши видят не просто кактус в горшочке, а видят, что это «семейка» кактусов (вот «мама», вот «папа», а вот и «малыш»). Некоторые способны даже найти грустный камень и поселить его в своем кармане! Помню девочку лет пяти, которая носила с собой кисть от шторы. Для нее это была, конечно, не просто кисть! Это была «принцесса» с длинными волосами.

В игрушке ребенку особенно легко рассмотреть «живое», угадать судьбу и историю. Только бывает, что взрослые мешают этому. И появляются дети, которые откручивают куклам головы и аргументируют свои действия тем, что «это КУКЛА, она не настоящая». Как это происходит, что мы делаем не так?

Предположим, что мы дарим девочке пяти лет куклу-пупса. У нас есть два пути. Первый: подарить игрушку, не вынимая ее из блестящей упаковки с яркими надписями. То есть мы преподносим ребенку в подарок ТОВАР. И второй: подсказать ребенку ту самую историю игрушки, попробовать сделать ее «живее», интереснее и, следовательно, ценнее. Как это сделать? Если мы дарим куклу-пупса, можно завернуть его в яркое одеяльце, приложить несколько настоящих памперсов нулевого размера или настоящую грудничковую одежду (к слову, она дешевле специальной игрушечной), наконец, на словах сказать девочке: «Посмотри, какой малыш! Он хочет, чтобы ты стала его мамой». Все это не только отвечает потребности ребенка в одушевлении и очеловечивании игрушек, но и подскажет, как играть с ними. А ведь это одна из проблем современной педагогики: многие дети не умеют играть, а мы зачастую не знаем, как им помочь.

Итак, чтобы сделать любую игрушку интереснее и ценнее, можно попробовать:

1. Сопроводить ее чем-то из мира «взрослых» вещей. Например, дарим игрушечную посуду, а к ней – настоящие поварешку, доску и прихватки (опять-таки все это дешевле, чем игрушечное).

2. Добавить к ней несколько игрушек или материалов для творчества, которые помогут придумать игру. Например, дарим машинку, а к ней – маркеры, клей и бумагу (для постройки гаража, за основу которого мы возьмем подарочную коробку).

3. Сказать что-то от имени игрушки. Например, дарим мягкую игрушку (котенка) и сообщаем ребенку, что котенок долго-долго искал себе новый дом, устал и замерз.

А Ваша любимая игрушка была дорогой по цене или дорогой сердцу?

А. Рындина

 
Поиск по сайту: