Дошкольник от 3 до 7 лет - В Детском саду

дети на занятииДетский сад по системе Монтессори

Имя итальянского врача, педагога, ученого и философа Марии Монтессори известно по всему миру неоценимым вкладом в развитие теории и практики раннего обучения и воспитания детей. Педагогическая система Марии Монтессори пользуется величайшим авторитетом в мировом сообществе и по сей день.

Интересный факт: многие современные развивающие игрушки (вкладыши, шнуровки и проч.) разработаны на основе тех пособий, которые были созданы Марией Монтессори много лет назад.

Педагогика Марии Монтессори рассматривается как альтернативная система образования. Она отличается от традиционной тем, что направлена ​​непосредственно на ребенка и учет его потребностей. Мария Монтессори верила: ребенок сам знает, что ему необходимо в тот или иной период развития. Поэтому основной принцип воспитания и обучения в детском саду Монтессори – это соблюдение права ребенка на свободу.

Детский сад по системе Монтессори

Детские сады и школы по системе Монтессори можно встретить почти в каждой стране на Земле. Эта система была опробована в течение многих десятилетий. Монтессори-метод был привнесен в Россию 100 лет назад. В 1913 году Ю.И.Фаусек, будучи горячей поклонницей данной системы, открывает первый детский сад по системе Марии Монтессори. Сегодня Монтессори-детские сады, школы и группы неполного пребывания детей весьма распространены и популярны. Чем это может объясняться? Нам кажется, сам взгляд на ребенка, сам стиль воспитания – помогающий, способствующий раскрытию внутренних сил ребенка, облегчающий его адаптацию в мире чрезвычайно современен.

В детских учреждениях, работающих по методике М. Монтессори, ребенок рассматривается как полностью самостоятельно функционирующий человек, которому для развития нужно пространство для свободной деятельности и творческих решений.

Особая среда групп детского сада Монтессори

Поскольку свободная деятельность ребенка во взрослом мире практически невозможна, ему необходима подготовленная среда. Мария Монтессори подмечает то противоречие, на которое обратят внимание и о котором будут писать через сотни лет и другие педагоги-гуманисты: ребенку не так легко живется в мире взрослых. Ему хочется познавать мир, активно действуя, экспериментируя, играя, пробуя; хочется поступать и действовать с окружающими предметами «по-взрослому». Как предоставить ему такую возможность? Как помочь ребенку стать свободным в мире взрослых, который полон запретов и предостережений? Подготовленная среда – это термин М. Монтессори, означающий окружение ребенка, вмещающее в себя все то, что нужно для его развития и которое готовится и создается взрослыми (Т.Г.Белова).

Попав в группу такого детского сада, Вы обнаружите, что она отличается от традиционной. Во-первых, в ней много невысоких шкафчиков, на полках которых чинно стоят пособия (каждое – в единичном экземпляре, что помогает детской социализации, ведь они вынуждены договариваться об очередности использования той или иной вещи). Дидактические материалы разложены в пяти зонах, которые представляют: жизненную практику, сенсорное воспитание, развитие математических способностей, речевое развитие, космическое воспитание.

Основой концепции Монтессори является то, что у детей есть врожденное желание учиться и стремление к порядку.  Цель состоит в том, чтобы помочь детям ощутить радость познания. Педагог – помощник развития независимых личностей, который, прежде чем работать по системе Монтессори проходит дополнительное обучение и должен уметь распознать потребности и «захватить» эмоциональное состояние ребенка.

Ребенку предлагается следовать своим собственным потребностям в обучении с учетом сензитивных периодов развития. Дети выбирают деятельность по своему усмотрению. От педагога требуется лишь наблюдение и помощь в преодолении трудностей. При этом важно отметить, что это наблюдение вовсе не носит пассивный характер. Наблюдение – базис всей последующей воспитательной работы, основанной на понимании жизненных потребностей, логики естественного развития каждого ребенка в отдельности и группы в целом.

Каждый ребенок учится по-разному и в своем собственном темпе. Ребенок сам определяет ритм и продолжительность занятий, а также будет ли он работать в одиночку или с партнёром.

Такая свобода выбора ведет к самодисциплине, которая приходит изнутри, а не по инициативе педагога.

В целях создания оптимальных условий используются специально разработанные Марией Монтессори материалы и игрушки (пособия Монтессори: рамки, вкладыши, шершавые буквы и пр.). Между прочим, сама Мария Монтессори избегала слова «игрушки». Более того, ее материалы не выставляются наравне с обычными игрушками – последних в группе попросту не должно быть. Мария Монтессори утверждала, что основным видом деятельности ребенка не может быть игра с симпатичными, но бесполезными «слепками» настоящих вещей (каковыми и являются игрушки).

Посетители, незнакомые ранее с системой Монтессори, часто восхищаются тихой и спокойной рабочей атмосферой в детском саду.

Вам также может оказаться полезной статья: Вальдорфский детский сад

Рындина А., специально для сайта 2мира.рф

 
Поиск по сайту: