Ребенок от 1 года до 3 лет - Воспитание и общение с ребенком до 3 лет

Ребенок убегает на улице

Следовать за ребенком или оставаться на месте, ожидая возвращения малыша? Или вообще идти в своем направлении? Как приучить ребенка идти рядом и не отставать? Мы разобрались с модной теорией следования, а также провели небольшое исследование, опросив матерей с детьми разного возраста (у всех дети перестали убегать во время прогулки в определенном возрасте).


Почему ребенок убегает на прогулке

Как правило, с данной проблемой сталкиваются родители малышей от года до трех лет. Это возраст наиболее интенсивного освоения действительности: все интересно, все впервые, все нужно попробовать и на ощупь, и на вкус. Каждый объект будто притягивает внимание ребенка! И малыш теперь может сам подбежать к привлекательным вещам, сам схватить их. И улица для ребенка кажется бесконечно интересным миром, в котором нет опасностей, но есть большое пространство для движения и экспериментов.

Представьте себя на месте малыша! Он освоил ходьбу, и ему уже не нужно заботиться о том, чтобы не запутаться в собственных ногах. И вот, получая удовольствие от движения, ребенок улепетывает, куда глаза глядят. А вокруг столько всего! Хочется подбежать вот к той машине, погладить блестящий бок, а потом – вот к тому кустику, попробовать его листики на вкус. Ой, а что это лежит на земле? Нужно выяснить! Мимо прошла собачка? Нужно догнать и потрогать! Кажется, что малыш пытается использовать все свои новые умения и моторные достижения разом. С одной стороны, ребенок, действительно, продолжает активно тренировать ходьбу, учится спускаться и подниматься по ступенькам. Но если он убегает от мамы достаточно далеко или даже делает это назло, ситуацию следует попытаться скорректировать. Как это сделать? Чем хороша теория следования (автор Ж.Ледлофф)? И чем плоха?

Теория следования – «дрессируем ребенка»?

Как описать данную теорию? Мама идет по своим делам, а ребенок следует за ней на расстоянии прыжка (при возникновении опасности мать всегда сможет защитить его). В природной среде много-много лет назад такое поведение развивалось естественным образом. Мама «ведет», ребенок – старается не отставать, ответственность за то, чтобы не потеряться лежит на ребенке. В городе – иные условия, и маме нужно приложить некоторые усилия, для приучения ребенка к следованию. Какие? Обозначу основные рекомендации сторонников теории.

1. У мамы должна быть цель, к которой она идет уверенным шагом в достаточно быстром темпе. Тогда ребенок будет понимать, что мама – ведущая, а он – при ней. И нет времени отвлекаться на каждый интересный камешек.

2. Если ребенок все же отвлекся на камешек и отправился в противоположную маминому движению сторону, его необходимо подхватить на руки и пронести несколько шагов в нужном направлении. Затем поставить на землю и идти дальше, надеясь, что ребенок идет следом. При этом важно нести малыша под мышкой, не заботясь о его комфорте – так поступают самки, перенося своих детенышей (в зубах, за шкирку, подхватив поперек тела). Считается, что это позволит ребенку, в котором еще так много природного и биологического, понять и прочувствовать небезопасность своего отклонения от общего курса.

3. Мама идет смело вперед, уверенная в том, что ребенок следует за ней. Иначе быть не должно! Любые сомнения оправдываются мгновенно.

4. Ребенок может идти за мамой на некотором расстоянии (от полутора до 3 метров – в зависимости от возраста). Расстояние будет увеличиваться пропорционально возрасту малыша и развитию его моторных навыков: в три года он уже быстро может вернуться к маме.

5. Ребенок приучается следовать за мамой через 5 – 6 месяцев обучения.

6. Следование за мамой к цели чередуется привалами – именно тогда ребенок имеет возможность исследовать окружающее пространство.

7. Если ребенок убегает, авторы советуют привлечь к воспитанию окружающих. Прохожие могут привести ребенка за руку к маме. Но при этом они должны быть строги с ребенком: «Иди к маме, а то я тебя утащу!». Рекомендуется также описать те опасности, которые могут случиться с ребенком: «Отойдешь далеко, подбежит собака и укусит!», «Убежишь от меня, встретишь злого дядю, он тебя схватит у несет!». В некоторых случаях рекомендуется использовать «подставного злого дядю» в страшной одежде и с большим мешком для детей, который проучит любителя побегать на улице.

Вот основные моменты, которые составляют теорию следования. Подробнее с ней можно ознакомиться на различных ресурсах, посвященных естественному родительству и альфа-родительству. Пользоваться ли этой теорией? Полностью брать ли ее на вооружение? Выскажу свое мнение, а точнее перечислю основные сомнения, которые испытываю по поводу ее применения.

Сомнение 1. Подобное воспитание апеллирует к «биологической памяти» ребенка и его родителей: несколько тысяч лет назад мама, отправившаяся на поиски съедобных ягод или кореньев, вела бы себя именно таким образом. И ребенок не стал бы отвлекаться на листочки и камешки – во-первых, это было бы реально опасно делать в лесу. А во-вторых (и это ключевой момент, на мой взгляд), ребенок и не стал бы на них отвлекаться так, как это делает современный малыш. Для «доисторического» ребенка природа – его дом. Все в нем привычно и уже опробовано и на вкус, и на ощупь. Для квартирного малыша выход на улицу – это всегда смена обстановки, это всегда приключение, новые впечатления. И бумажка, подскакивающая на ветру, и забавный кустик, и россыпь гравия – все это заслуживает внимания малыша! И даже если мама будет каждый раз придумывать себе цель и идти уверенным шагом в магазин или на почту, сымитировать естественную ситуацию следования ей будет крайне сложно.

Сомнение 2. Раздумывая над данной статьей, я провела небольшое исследование: попросила нескольких матерей заполнить анкеты. Вот на какие вопросы они отвечали:

1.         Убегает ли Ваш ребенок от Вас на улице? Убегал ли? В каком возрасте?

2.         Каким образом Вы пресекали нежелательное поведение на улице? Случались ли опасные ситуации?

3.         Знакомы ли Вы с теорией следования? Пытались ли учить ребенка следованию? Успешно ли?

4.         Что Вы делаете, если ребенок идет «не в ту сторону»?

5.         Ходит ли малыш за руку? С какого возраста?

И вот, что интересно! Все дети, как правило, убегают от своих родителей – в том самом возрасте, когда только-только начинают осваивать пространство, понимать границы дозволенного. Чаще всего, малыш уже хорошо умеет ходить, и побеги происходят в возрасте от года до двух лет. И если в полтора года ребенок убегал от мамы на прогулке, то в год и одиннадцать месяцев он уже может чинно идти следом или рядом, держась за ручку. То есть, действительно, на то, чтобы приучиться идти вместе требуется 5 – 6 месяцев. Вот только все опрошенные родители не знали о теории следования и не применяли ее. Что же случилось? Ребенок просто перерастает возраст неуемного любопытства и безудержной радости по поводу возможности свободно передвигаться. Как же действовали мамы малышей, которые перестали убегать на прогулках? Приведу примеры высказываний.

Ребенок убегает на улице. Как вести себя маме?

1. Некоторые пытаются отвлечь ребенка тем, что ему может оказаться интересным и тем самым помогают малышу идти в нужном направлении: «Заинтересовываю пойти в другую сторону. Например, мусоровозом, трактором, машинами, голубями, эвакуатором и т.д.» (Алена, сын Костя – 1год, 11 мес.). Переключение внимания всегда работает в этом возрасте!

2. Другие – действуют по обстоятельствам, но если есть возможность, дают малышу немного свободы: «Говорю что нам не в ту сторону, жду чтоб сама пошла в нужную сторону (если это не у дороги) беру ее за руку или на руки» (Ирина, дочь Настя – 1 год, 2 мес.), «Зависит от времени (обычно его не хватает), если идем куда-то. Мало времени, идем за мной, много – за мной, но если настаивает сильно – тогда «не в ту сторону» (Екатерина, дочь Ева – 5 лет).

3. Если нужно отправляться по делам, а ребенка невозможно уговорить идти в нужную сторону (а это удастся только с определенного возраста), то на помощь приходят «транспортные средства» разного калибра: «Ваня за руку ходил с года-полутора, до этого в коляске. Лёва в кенгурятнике, потом в коляске лет до двух. Но это гулять-дойти до площадки. В магазине – один в корзине, второй в кенгурятнике. А так мы везде на машине ездили» (Виктория, сыновья Ваня – 9 лет, Лева – скоро 8 лет).

Сомнение 3. Больше всего неприятия в теории следования у меня вызывает запугивание детей, а также использование «злых» прохожих. Воспитание отношения к миру начинается с мелочей и именно в этом возрасте, а проявится оно в будущем. Я следую за мамой, потому что мы ВМЕСТЕ идем по делам, а потом я буду играть? Или я иду за мамой, потому что БОЮСЬ? Мир вокруг интересен и добр или опасен и лучше вообще не выходить из дома? Мне бы хотелось показать сыну, что мир интересен, красив, разнообразен. И да, в нем есть опасности, которые я готова учить его избегать, находясь рядом и объясняя или же просто унося подальше от их источника.

Тем не менее, в теории есть и важные моменты, которые нужно иметь в виду. Хотя те, кто с данными положениями не знаком, как правило, и так применяют их в воспитании детей. Например, чередование следования и привалов (дети не могут долго идти в одном направлении, даже на коляске ехать дольше 30 минут скучно). Если ребенок отвлекается, а идти необходимо в быстром темпе, то его, действительно следует подхватить на руки. Но почему бы не сделать это ласково?

Ребенку уже два года, а он все еще убегает «назло» или «не видит границ»?

Это означает, что ранее на прогулках родителями (не обязательно мамой) были допущены ошибки. Какие? И чего не следует делать?

1. Грубо принуждать ребенка идти в нужном направлении (тащить и дергать за руку, заставлять двигаться шлепками, резко хватать в охапку и тащить под мышкой).

2. Оставлять одного, прятаться, идти быстрым и уверенным шагом в противоположную сторону.

3. Кричать.

4. Использовать «вожжи».

5. Пугать прохожими, оставлять с чужими.

С ребенком двух лет уже можно отлично договориться! Малыш уже твердо знает, что означают слова «нельзя» и «опасно», и при условии наличия теплых и дружественных отношений с родителями, обязательно прислушивается к их предостережениям.

Завершая статью, хочу сказать вот о чем. Чем громче мы кричим, тем дальше бежит ребенок. Чем крепче мы его держим и чем грубее тащим в нужном направлении, тем бодрее он побежит под колеса машин, как только вырвется. И это работает не только в возрасте 2 - 3 лет и не только в ситуации с прогулкой!

Спасибо читателям 2мира.рф, которые помогли в написании данной статьи, ответив на вопросы анкеты и просто высказав свое мнение!

Анастасия Рындина

 
Поиск по сайту: