Уход за ребенком до трех лет - Кормление ребенка 2 - 3 лет

Кормить ребенка насильно

Ложка валяется под столом, с маминого лица стекает полезное овощное пюре непривлекательного цвета, ребенок задорно хихикает. Создается впечатление, будто он издевается!

Как только подходит время очередной трапезы, ребенок меняется: у него появляется сто важных и куда более интересных, чем еда дел (вытащить одежду из шкафа, пощупать сухой кошачий корм из миски, открыть и закрыть холодильник – много раз). И, конечно же, у него совсем нет аппетита! Что делать? Как накормить малыша? Ведь он растет, развивается, ему так необходимы витамины и питательные вещества! Даже если родители изначально решили, что никогда не будут кормить ребенка насильно, это все равно может случиться. Одного или нескольких кормлений через сопротивление (пусть даже и вялое) достаточно для того, чтобы испортить ситуацию приема пищи очень надолго.


Мне трудно представить, что кто-то кормит малыша обедом с криками и угрозами. Хотя, вероятно, некоторых «особо трудных» детей можно накормить только силой. В высоком креслице для кормления как раз есть ремни для фиксации – приделал ребенка, сделал лицо построже, вооружился несколькими ложками (ну, а вдруг одну выбьет из рук), и процесс пошел! Важно понимать, что если мы разговариваем с ребенком елейным голосом, ходим за ним с ложкой, уговариваем, превращаем питание в игру и удивительное представление, меняется только форма, а суть остается: мы все равно кормим ребенка через «не хочу» и «не буду».

Кормление под мультфильмы, сказки, песни и пляски родителей – это тоже кормление насильно. Это тоже попытка «обмануть природу», впихнуть все самое ценное в ребенка, показать себе самим и окружающим, что мы хорошие родители: вот на какие ухищрения и жертвы готовы, лишь бы ребенок был сыт. И ведь мы не кричим, не топаем ногами, не угрожаем, не наказываем, мы ведь с ним по-доброму, и вообще – ему все самое лучшее!

Каждый раз, когда у меня возникает плохо контролируемое желание «дать все самое лучшее» ребенку, когда он этого не хочет, я самой себе напоминаю слова замечательного педагога и врача Януша Корчака о том, что нет детей, а есть люди. Все просто! Если я отношусь к ребенку как к равному (делая, естественно, скидку на его возраст), как к ЧЕЛОВЕКУ, то многое встает на свои места. Представьте себе такую ситуацию. Ваш муж пришел домой после рабочего дня. Вы приготовили ужин, сервировали стол. А он отказывается есть! Устал, просто не хочется, уже перекусил где-то в дороге, потому что не смог дотерпеть до дома. Нет, ну как же так? Человек весь день работал, тратил энергию, он не может не хотеть есть! Ему это кажется! Мы усаживаем мужа за стол (включаем ему любимый канал), набираем в ложку еду, подносим к его губам. Почему же он отворачивается? Милый, ну, давай за твою маму, за папу, а за наших деток – по ложечке? Ну, а сейчас давай поиграем: «Вжжж! Леееетит самолетик! Прямо к тебе в ротииик! Вот молодец какой!».

Согласитесь, ситуация нелепа! Человек сказал, что не голоден, а мы настаиваем на своем, пренебрегая его желаниями и ощущениями, придумываем уловки, чтобы «причинить добро». Ребенок не всегда (в силу возраста, особенностей стиля нашего с ним взаимодействия) может сказать «я не хочу». Но при этом он подает явные сигналы: отворачивается, делает вид, что у него другие важные занятия (даже поковырять свой стульчик пальцем может быть «важнее», чем есть), плюется едой, «пукает» губами, разбрызгивая содержимое ложки, играет едой. А мы делаем вид, что не понимаем этих сигналов и продолжаем упорствовать: «Ехал-ехал поезд, вез кашку, открывайте ротики-воротики!».

Как же быть? Неужели ни на чем не настаивать? Не хочет есть, и не надо?

Да! Именно так, если мы не хотим, чтобы у ребенка сохранился интерес к пище, здоровое к ней отношение и аппетит. Всех малоежек кормили насильно. Всех, кто не знает чувства насыщения во взрослом возрасте, тоже кормили насильно. Мы этого нашим детям не желаем! Не настаивать на том, чтобы ребенок съел всю порцию, если ему не хочется – единственно правильная тактика поведения. Максимум, что мы можем себе позволить, это уговорить ребенка взять первую ложку. Ведь иногда малыш отворачивается от еды, не зная, что ему предлагают.

Как же накормить ребенка?

Самый верный способ накормить малыша (даже самого маленького) – это брать с собой за стол, самим есть с аппетитом, не заботиться о том, сколько съел ребенок. Срабатывает всегда! Но если ребенок привык к уговорам, преследующим его даже в игровом уголке ложкам, то на изменения уйдет некоторое время (около недели, не меньше).

Почему это работает?

Ребенок видит, как с удовольствием едят его родители, он понимает, что блюдо вкусное. Как минимум, ему хочется попробовать самому. Распробовав, он видит, что еда стремительно исчезает с тарелок (маленькому ребенку в этой ситуации лучше не класть еду в отдельную посуду – пусть ест из маминой тарелки), поэтому надо поторопиться! Некогда отвлекаться, некогда ковырять стульчик, некогда отворачиваться в поисках развлечений, некогда экспериментировать с едой. Что мы получаем? Если ребенок голоден, он ест вместе со всеми. То есть и у мамы есть время на еду, и ребенок накормлен. Если малыш не голоден, не хочет тот или иной продукт, он не ест. Какая экономия сил, нервов и времени!

В заключение хочется заметить, что если уж относиться к ребенку в вопросах питания как к ЧЕЛОВЕКУ, то следует помнить и о его праве не любить некоторые продукты. Как правило, это самые полезные и необходимые для его роста и развития, по нашему мнению, блюда. Каша, овощи, некоторые супы. Мне кажется, что ежеутренний скандал по поводу несъеденной овсяной каши наносит несоизмеримо больший вред, чем печенье с молоком на завтрак. И пара-тройка с трудом проглоченных ложек каши никак не окупит те силы и ресурсы, которые организм затрачивает на сопротивление. Кстати, вот что интересно. Овсяная каша не так уж и безоговорочно полезна для здоровья. И может, если бы мы доверяли ребенку, интуитивно он был бы согласен на такой завтрак два или три раза в неделю (конечно, после достаточного перерыва – достаточного для того, чтобы «отойти» от кормления кашей насильно). А больше и не нужно!

Уважение к ребенку проявляется в малом. Не нравится моему сыну фасоль? Не стану класть ее в суп! Ну, и что из того, что она богата белком? Буду искать равноценную замену, исходя из интересов и вкусов ребенка.

Помните, в начале я указала, что нужно относиться к ребенку как к равному, но с учетом его возраста? Ребенок может отказываться от еды по причинам, совершенно не понятным нам – взрослым. Ему может не нравиться тот или иной продукт по своей консистенции (трудно жевать, странные ощущения на языке), ему может быть скучно есть блюдо (кажется, что нет конца и края тарелке с кашей). О таких причинах 2мира.рф рассказывает в статьях:

Ребенок не ест кашу

Ребенок не ест мясо

Ребенок не ест овощи

Ребенок не ест за столом

А.Рындина

 
Поиск по сайту: