Ребенок от 0 до года - Развитие ребенка до года - общее

Кризис первого года

Родители, столкнувшиеся с кризисом первого года у малыша, называют его торжеством непослушания. Малыш выходит из-под контроля, стремится все делать сам, его оскорбляют запреты и ограничения. Почему? Каждый раз, когда мы говорим ребенку без весомых на то причин «нельзя!», мы отбрасываем его назад во времени. Он потратил много сил и дней на то, чтобы научиться вставать, ходить, тянуть ручки к интересным для него вещам. А мы, не уважая этих усилий, не замечая того, что он готов к новым свершениям, утверждаем: «тебе это рано!», «ты еще маленький!». Вот почему запреты так действуют на годовалого малыша: он протестует (кричит, бросает вещи, бьет маму). А что ему остается делать? Как найти выход нам - взрослым? Все ли позволять? И почему разумная свобода меняет ребенка, делая его более сознательным?


Что происходит с ребенком в возрасте около года

Родители не узнают своего малыша: он становится капризным и непослушным, учащаются проявления гнева. На любой запрет ребенок реагирует бурным протестом. Ох, как сложно становится взрослым рядом с ним! Но важно помнить: ребенок не манипулирует, не «скандалит специально», не издевается. Ему действительно плохо, многое происходящее с ним самим ему непонятно. Например, раньше он считал, что мама – это неотъемлемая его часть, его собственное продолжение. Теперь он открывает для себя свою автономность, и это открытие его не всегда радует. Почему ребенку не позволяют есть песок? Ведь так хочется! И почему мама не хочет этого так же, как и малыш? И чем песок отличается от каши? А может родители делают это «из вредности»? «А может они не любят меня?», - размышляет маленький человечек.

Помимо всем известных капризов родители могут столкнуться с такими проявлениями кризиса как:

1. Ребенок в год может отказываться от прикорма. Если малыш полностью здоров, всегда с удовольствием ел баночный прикорм и выпрашивал мамину еду с общего стола, а сейчас с невозмутимым видом (и даже с вызовом на лице) выплевывает пюре, то это проявление кризиса. Скорее всего, так он показывает, что уже готов к взрослой пище. А может быть, и протестует против кормления насильно. Подробнее о том, как договориться с ребенком и вернуть ему аппетит, читайте в материалах нашего сайта:

Ребенку год – отказ от еды

Кормление насильно

2. Ребенок беспокойно спит днем и по ночам. Если раньше на кормление малыш просыпался и начинал молча искать мамину грудь, ворочаться, садиться, то теперь он, еще не открыв глаза, может плакать, постанывать. Это связано с тем, что малыш переживает свою автономность от мамы. Сейчас ему необходимо слышать ее дыхание рядом с собой во время сна – не меньше, чем в первые месяцы жизни. Поэтому важно не отказывать ребенку в совместном сне, ночных прикладываниях к груди.

3. Учащаются ночные прикладывания. Данное проявление лишь следствие предыдущего: малыш хочет убедиться в своей безопасности и в маминой надежности. Кроме того, любопытному и активному малышу может быть совсем не до еды днем. И ночью он «добирает» необходимое количество питания.

Кризис первого года - что делать?

Наша задача понять ребенка, окружить лаской, любовью и заботой, а также создать максимально безопасные условия для самостоятельного исследования окружающего пространства. И если есть что-то, что действительно нельзя трогать ребенку (а убрать это не получается), то ему необходимо спокойно и ласково разъяснить ситуацию. Конечно, необходимо делать это понятным языком. Например, малыш в 11 месяцев уже способен понять, что означает «Не трогай, это горячее!». При этом родителям следует проявить все свои актерские способности: дотронуться до предмета, быстро отдернуть руку и воскликнуть: «Ой! Горячее!». Не следует принижать возможности малыша и в этом: не думайте, что он слишком мал, чтобы понять объяснение. Более того, в приведенном примере видно, что для малыша взрослые еще и показали образец действий: как проверить предмет (дотронуться и быстро отдернуть руку). Один-два таких показа и ребенок будет знать, что означает слово «горячий» и будет проверять таким же образом потенциально опасные поверхности.

Как пережить кризис первого года жизни

Дети растут быстро. И случается, что даже мама не в силах отследить те стремительные перемены в малыше, которые делают его уже практически полноправным членом семьи. Ребенок, который может передвигаться (пусть и ползком местами) по квартире, ощущает себя самостоятельным и независимым. Он считает, что имеет полное право на то, чтобы схватить те или иные интересные предметы, которые раньше были ему недоступны. При этом для ребенка чистая блестящая кастрюля и окурок с улицы одинаково интересны. А вот реакция мамы, которая запрещает исследовать второй предмет (и почему-то совершенно бесцеремонно выковыривает его у малыша изо рта), не понятна ребенку. Поэтому первое, что можно посоветовать тем, кто хочет свести к минимуму негативные кризисные проявления - это сделать так, чтобы опасные объекты не встречались малышу на его пути. Например, вместо того, чтобы отнимать у ребенка окурки и вынимать их изо рта, лучше убрать их с пути ребенка или выбрать место, в котором шансы увидеть их будут сведены к минимуму (на детской площадке).

Вредные запреты

Любой кризис развития связан с тем, что у ребенка появляются новые возможности и потребности, но вот реализовать он их еще не может. Либо ему еще не хватает сил и умений, либо мы не даем его активности выход, окружаем запретами и ограничениями, полагая что «он еще маленький», «так безопаснее».

Каждый раз, запрещая что-то ребенку из таких соображений («тебе еще рано», «уронишь», «разольешь», «это не для твоего возраста»), мы откидываем его назад в развитии. Малыш научился ходить, доставать до стола, держать равновесие, пытаясь дотянуться до папиной кружки (какая работа за всем этим стоит, сколько сил затрачено, сколько времени ушло на то, чтобы маленькие ручки добрались до привлекшего, может быть, еще в первые месяцы жизни внимание предмета!), а мы просто отодвигаем кружку подальше. Ведь если схватит – разобьет! Схватит без свидетелей – разобьет, упадет, поранится осколками. Фантазия заработала, подсказывая все новые сюжеты. Один страшнее другого. Стоп! Будем разбираться здесь и сейчас. Вот кружка, а вот – жаждущий ощупать ее малыш. И мы рядом. Помогаем ребенку взять кружку «правильно» - за ручку, поддерживаем предмет, даем погладить ладошками, называем «имя» вещи, рассказываем коротко, чья она и зачем используется, показываем, какие действия с ней можно производить. Малыш утащил кружку в свои игрушки? Опасно? Да, это может быть опасно, если мы не следим за ребенком. Если же он всегда в поле зрения взрослых, то нет ничего страшного в том, чтобы отдать взрослую вещь на самостоятельное изучение (конечно, это не касается ножниц, мелких предметов, химии и прочих потенциально опасных для маленьких детей предметов). А когда ребенок отправится спать, просто забираем кружку из его игрушек.

Чем ближе первый день рождения ребенка, тем внимательнее мы должны быть к своему стремлению оградить его от всего «опасного», «грязного», «взрослого». У ребенка не будет ярких кризисных проявлений (капризов, поступков назло – да-да, уже и в год дети способны на то, чтобы получить удовольствие от нарушения запрета),  если относиться к нему как к маленькому партнеру, другу и товарищу. Конечно, этому товарищу необходима наша забота и помощь. Но товарищ будет крайне оскорблен, если вместо заботы мы будем его опекать, а вместо помощи запрещать.

Итак, определимся со стратегией поведения, которая поддержит ребенка и поможет справиться с кризисом без потерь для обеих сторон (и для малыша, и для его родителей).

Шаг 1. Создаем безопасные условия – среда, в которой ребенок может свободно перемещаться и взаимодействовать с интересными для него предметами. То, что опасно – под замком и подальше от его глаз.

Шаг 2. Если есть опасные предметы (или «взрослые» вещи, которыми нельзя свободно манипулировать в любое удобное для ребенка время), которые невозможно убрать, то следует разъяснить ребенку, почему мы запрещаем их брать. Объяснения сопровождаем показом, живой артикуляцией, выразительными и короткими фразами: например, «Фу, кака!».

Шаг 3. Стараемся видеть в малыше товарища и помощника в повседневных делах. Если он делает «взрослые» дела вместе с нами, это подсказывает ему, что к нему относятся как к равному. И тогда нет смысла протестовать против некоторых ограничений: ведь мама всегда позволит потрогать то, что не представляет угрозы.

Что может усугубить кризис одного года?

Помимо вредных и необоснованных с точки зрения ребенка запретов и ограничений, осложнить развитие маленького человека могут:

1. Отлучение от груди в год.

2. Раздельный сон, покупка новой кровати, перевод в отдельную комнату.

3. Игнорирование капризов ребенка, отношение к ним как к манипулированию.

Больше информации о предоставлении разумной свободы читайте в статье нашего сайта (2мира.рф – взрослым о детях) здесь: Что можно позволять маленькому ребенку.

Через кризисы происходит развитие!

Анастасия Рындина

 
Поиск по сайту:
Когда у Вашего ребенка появился первый зуб?